Архимандрит МАКАРИЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КИПРИАН И МУЧЕНИЦА ИУСТИНИЯ
Одним из особо почитаемых в наше время святых является священномученик Киприан. Он жил в Антиохии, о которой архиепископ Сергий (Спасский) предполагает, что это была Антиохия Финикийская, "что между Келесириею и Аравиею”[1]. С раннего детства Киприан был посвящен Аполлону, с семи лет он занимался изучением культа Митры и Деметры, обучался в разных языческих центрах: в Спарте, во Фригии, в египетском Мемфисе и т. д. Будучи посвящен в жрецы, он имел на пальце демонскую печать, общался с нечистыми духами, имея в услужении бесов[2]. Он удивлял всех способностью управлять стихиями, насыланием мора и язвы, вызыванием мертвецов.
В том же городе жила юная христианка — девица Иустина[3], посвятившая себя Небесному Жениху и проводившая время в посте и молитве, сохраняя девство. На нее обратил внимание некий юноша Аглаид, "добр родом и богат зело”[4]. Когда он предложил святой деве стать его супругой, то она ответила ему отказом. Тогда Аглаид обратился к Киприану, чтобы с помощью чародейства добиться своей цели. Однако невзирая на все свои усилия жрец ничего не смог сделать, потому что святая мученица силой молитвы и постом сокрушала все насылаемые на нее диавольские козни. Язычник-волхв, развращенный властвованием над людьми и стихиями, познал всю глубину своего падения и ничтожества пред девой-христианкой. Поэтому он отвергся злых дел, но диавол сразу же начал мстить своему неверному слуге, и святой Киприан впервые сам испытал силу крестного знамения, прибегнув к его заступлению.
С глубоким покаянием он обратился к епископу Анфиму[5], отдав на сожжение все свои книги. Именно так поступили некогда ефесяне в ответ на проповедь апостола Павла: от сотворших чародеяния, собравше книги своя, сожигаху пред всеми: и сложиша цены их и обретоша сребра пять тем (Деян 19:19). Святой пришел в храм "в день суботный Великыя Пасхы”[6], то есть, очевидно, в Великую Субботу, и на Богослужении его сердца коснулись назидательные слова из Священного Писания[7]. Он принимает Святое Крещение, подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу веры во Христа, ревностно искупая свое прежнее служение лукавому — "благодать же дана ему бысть на бесы и всяк недуг исцеляше”[8]. Принял святое Крещение, обратившись ко Христу, также и юноша Аглаид. "Никого так не радовало обращение ко Христу Киприана и Аглаида, как святую Иустину. В их обращении она увидела чудные действия Божественного Промысла, ведущие грешника ко спасению”[9]. В скором времени бывший жрец был рукоположен в сан диакона, а затем и в сан пресвитера. Через 16 лет блаженный святитель "Анфим, созвав епископы от окрестных град, поведа им о церковном устроении еще жив сы, и вдасть стол епископства Киприану”[10]. В прошлом волхв и жрец, а теперь ревностный архипастырь Церкви Христовой, он с успехом приводил язычников к вере в Единого Бога. Святитель имел также духовное попечение и о деве, через которую обратился к Богу: "святую же деву диаконису сътвори и нарече имя ей Иустина, и сътвори ю матерь манастырем”[11]. Твердость и несокрушимость веры во Христа помогли Иустинии препобедить диавольские козни, а Благодать Божия затем духовно объединила ее и Киприана, первоначально противодействовавших друг другу. В службе святым мы обращаемся к святой двоице с молитвой: "исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною: с неюже молися Человеколюбцу Владыце спасти души наша”[12]. Их духовное единение Божественным Промыслом было запечатлено мученичеством. Святая двоица, Киприан и Иустина, засвидетельствовали свою веру в 304 году, во время последнего гонения на христиан. "Осужденные Диоклитианом в Никомидии Киприан и Иустина отведены к реке Галлу (вероятно, Галлий, впадающий в Сангарис ок. 60 верст от Никомидии), и усекнуты 26 сент.”[13]. При этом совершилось чудо: воин Феоктист, видя страдания святых мучеников, исповедал себя христианином и был казнен вместе с ними[14]. [1]Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 2: Святой восток. М., 1997. Ч. 2 и 3. С. 408. [2]Sauget Joseph-Marie. Cipriano, Giustina e Teoctisto // Bibliotheca Sanctorum. Roma, 1963. Т. 3. Стб. 1284–1285. [3]Первоначально ее имя было — Иуста (Там же. Стб. 1284). [4]Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Октябрь: дни 1–3. СПб., 1870. Стб. 46. [5]Возможно, это был святитель Анфим Никомидийский (†302; пам. 3 сент.). [6]Великие Минеи Четии… Октябрь: дни 1–3. Стб. 51. [7]Там же. Стб. 51. [8]Там же. Стб. 52. [9]Жизнь и страдания святого Киприана Антиохийского и святой Иустины… / Сост. Покровский. М., 1902. С. 18. [10]Великие Минеи Четии… Октябрь: дни 1–3. Стб. 52. [11]Там же. [12]Кондак службы священномученику Киприану и святой мученице Иустинии // Минея Октябрь. М., 1997. С. 51–52. О двоичном прославлении святых см. Архимандрит Макарий. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 62–72. [13]Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 408. В древних Месяцесловах встречаются также другие сентябрьские даты их страдания, в связи с чем архиепископ Сергий замечает: "Память с 26 сент. перенесена на 2 окт. Может быть, ради праздника Иоанна Богослова” (Там же). [14]Аналогичным образом было при страдании сорока Севастийских мучеников (†ок. 320; пам. 9 марта), когда вместо малодушного и отпадшего пострадал охранявший воин, восполнив оскудевшее число.
|