Поминальная мясопустная суббота.
Сегодня поминальная мясопустная суббота. Посвящая
Неделю мясопустную событию последнего Страшного суда Христова, Церковь
установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от
века умерших. Особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о
помиловании их.
Как сказал
епископ Афанасий (Сахаров), что
не возбраняется поминовение ближайших
сродников, но все же следует знать, что в
две вселенские субботы, долг
православных молиться прежде всего о всех от века усопших православных
христианах, чтобы, как бы гарантировать сохранение этого святого
установления и обеспечить
поминовение, как наших любимых усопших, так и нас самих в века последующие, да
исполнится и на нас неложное слово Христово: какою мерою мерите, такою же
отмерится и вам. (Лк. 6, 38) [1].
Итак,
на утренней, которая по давно сложившемуся обычаю совершается накануне вечером,
читается канон - творение преподобного
Феодора Студита. Главная тема – помилование усопших, какою бы смертью они не
умерли. И идет перечисление смертей.
Тех, кого вода покрыла / и пожала война, /
землетрясение застигло и убийцы убили, / и огнем попаленных верных / водвори,
Милостивый, в уделе праведных.[2]
От четырех концов земли, Господи, / принявший умерших с верою: / в
море, или на земле, или в реках, / источниках, или озерах, или колодцах, /
зверям, и птицам, и пресмыкающимся ставших пищей, / всех упокой.
Внезапно смертью похищенных, / сожженных молниями, / и дух испустивших
от стужи / и всякого поражения, / упокой, Боже, когда огнем будешь все
испытывать.
Тех, кого всякое естество / тварей морских и птиц небесных, /
употребило в пищу, Христе, Твоими судами, / воскреси, Боже, в последний день со
славою.
На горе, на пути, в гробницах, в пустынях / в вере жизнь окончивших
преждевременно, / монашествующих с мирянами, юношей и старцев / со святыми,
Христе, посели.
От печали и радости, сверх надежды пришедшей, / в вере жизнь внезапно
оставивших, / в дни счастья или несчастья то претерпевших, / всех упокой,
Спаситель наш.
Тех, кого убил холод и конь понесшийся, / град, снег и ливень
безмерный; / кого кирпичом задавило или землею засыпало, / Христе, Спаситель
наш, упокой.
Кому из всех, Тобою созданных, Господи, / попустил Ты, зная полезное, /
от всеобщих поветрий умереть неожиданно, / избавь от всякого наказания, Боже
наш.
Тех, кого неизреченными Твоими судами / выпитые ими зелья и яды убили,
/ кто, подавившись костью, скончался, / со святыми, Господи, упокой.
Умерших во благочестии внезапно, / и от разных вещей, на них
низвергшихся: / дерева, железа, всякого камня, / упокой, Боже, усопших верных.
Умерших внезапно от несчастных случаев: / от крика громкого и бега
быстрого, / пощечины, удара кулаком или ногою, / в вере усопших, Господи славы,
/ освободи навеки.
Истребленных гневом Божиим: / при всяких смертоносных грозах, / с неба
принесшихся, / в земле разверзшейся, в море нахлынувшем, / всех верных, Христе,
упокой.
Всякий возраст: старцев и юношей, / молодых и уже возмужавших, / детей
и до времени рожденных младенцев, / мужеского пола и женского, / упокой, Боже,
Тобою принятых верных.
От ядовитых уязвлений усопших, / от поглощения змей, / от попрания
конями и удушения, / и удавленных рукою ближнего, / с верою послуживших Тебе,
упокой.
Этот канон, часть тропарей
которого приведена здесь, трогает. Виды смертей, внезапно постигающие верующих,
производят тяжкое впечатление. Смерть внезапная, без подготовки, без покаяния –
почему она настигает христианина? И если это случается, то «Глубиною судов Твоих, Христе, / Ты каждому предопределил со всею
мудростью / кончину жизни, предел ее и образ».
Наше
время может пополнить список смертей, ранее неизвестных. И если меньше стало «зверям, и птицам, и пресмыкающимся ставших
пищей». То от вышедших из-под контроля машин, в частности в авиа и дорожных
катастрофах умерших прибавилось. Я думаю, что Феодор Студит, красочно
описывающий всевозможные виды смертей не ставил себе задачу перечислить их все,
но только сделать текст более реальным (менее абстрактным). Привести на память
молящегося человека те случаи, о котором и он мог слышать. Было бы здорово,
если бы церковное творчество в наше время не консервировалось, но продолжало
процветать. Гимнотворцы нашего времени могли бы дополнить канон преп. Феодора
Студита. Ведь и мы можем молить Господа об усопших нашей эпохи, погибших при
депортациях, массовых убийствах концлагерей, при авариях на атомных
электростанциях и других «новшествах» нашей эпохи.
- Настольная
книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 495-496; Афанасий
(Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви.
СПб., 1995. С. 41. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/noauthor1/28.html
- Переводы
Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот). http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/postsubmpu.shtml
|