Меню сайта
Ваш контроллер
Категории раздела
Общие Статьи [3]
Базилики Херсонеса [7]
Главная » Статьи » Статьи » Общие Статьи

О каноничности в иконе.

Представление о каноничных иконах, я так понимаю, сложилось позднее нежели были созданы сами эти иконы. Под влиянием богословия и созерцания формировалось представление  о том, какие должны быть священные изображения. Искалась наиболее адекватная форма, выражающая, или скорее обозначающая, духовные истины. Духовное не предметно, не материально, поэтому непосредственно - не изобразимо. Ведь изображать мы можем только предметы видимые, да и то очень ограничено, так как нас ограничивает материал, уровень мастерства, неуловимость предмета. Поэтому неизбежно необходимо прибегать к неким знакам, чтобы обозначить духовное, видимое не телесными очами, а внутренним взором. Система этих символов поначалу ищется интуитивно. Сами символы относительно условны, они не совсем оторваны от того, что они обозначают. Так, например, фаворский свет, одухотворяющий не только всех персонажей священного изображения, но и всю окружающую природу (горы, деревья) имеет своим прообразом схождение благодатного огня и  вспышки молнии. Образ яркого холодного света, вспыхивающий на всем окружающем, закрепляется в в виде символа и оформляется в конкретных живописных приемах. Таким образом, сначала возникает система символов, потом способ изображения каждого символа (иконописные приемы). Так складывается каноническое письмо. Другое дело, что конкретный художник (изограф), часто не прослеживает тот образ, который дает начало символу, и держится только за способ его изображения, то есть за иконописный прием. И как при многократном механическом перерисовывании через кальку первоначальный рисунок искажается (если только сам художник осмысленно не сверяется с оригиналом), то и иконописные приемы, оторванные от своих первообразов, превращаются в сумму условностей, далеко отстоящей от материальной и духовной реальности. Возникает желание смести эти условности, как сор. Думаю, именно это привело к замене иконописи живописью в 18 столетии.

Но что такое изображение? Оно всегда стоит между двух полюсов. Один полюс – это чистая мысль, другой – чисто конкретное явление в данное время в данном месте. Живопись не может стать не на один из этих полюсов. Чистая мысль не изобразима. А чистый список с мгновения и не возможен (чисто теоретически мгновение не уловимо), и не имеет смысла, так как изобразительное искусство - это не фотокадр, а передача мысли в образах. Известно отрицательное отношение художников к рисованию с фотографии. И можно теоретически это обосновать. Во время наблюдения натуры вы ее видите и в пространстве, так как два человеческих глаза обозревают мир с двух точек зрения, и таким образом наше пространственное восприятие отлично от одноглазого фотоаппарата. А так же вы наблюдаете объект во времени. Особенно это заметно при писании портрета. Человеческое лицо не может замереть. Вы можете попросить человека не менять позу, но попросить его не менять выражение лица – нельзя. Мысли человека бегут без его контроля, и все это как тени от  облаков отражается на его лице. Итак, художник, рисуя с натуры, ищет некий  универсальный образ данного предмета. Он старается его изобразить как можно полнее и как можно ближе той идее, которую он выражает. Скорее всего сама идея является в его уме, когда он наблюдает предмет и думает о нем, но она является как озарение. И ее появление настолько значительно, что появляется необходимость запечатлеть эту идею. И художник в реальном убегающем времени с множеством меняющихся образов стремиться выявить тот универсальный образ, который является значимее остальных.

Что же такое каноническое изображение? Это универсальный образ , выработанный творчеством многих богословов и изографов. И когда в очередной раз воплощаешь этот образ в конкретной иконе, понимаешь, что лучше выразить  мысль – нельзя. 

Категория: Общие Статьи | Добавил: Yellika (24.06.2012)
Просмотров: 244 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Национальный заповедник "Херсонес Таврический"
  • ПСТГУ. Факультет церковных художеств
  • Historic.Ru
  • Хронос
  • Седмица.Ru
  • Православная энциклопедия. Электронная версия
  • Библиотека Гумер - гуманитарные науки
  • Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт управляется системой uCoz
    SCAD's Design & Develop 2009>