Меню сайта
Ваш контроллер
Категории раздела
Общие Статьи [3]
Базилики Херсонеса [7]
Главная » Статьи » Статьи » Базилики Херсонеса

3D реконструкция Подземного храма на главной улице в Херсонесе средствами Google SketchUp 8 Pro
Карнаушенко Э Н., Карнаушенко А. Д.

3D реконструкция Подземного храма на главной улице в Херсонесе средствами Google SketchUp 8 Pro
(с наземным храмом над ним и литургической планировкой). 

Памятник, носящий название Пещерный храм на главной улице располагается в III квартале Херсонеса, в северо-восточной его части. 
Трудность в изучении данного объекта состоит в том, что кроме архитектурной формы, выветрившейся от времени и остатков фундамента наземных построек, другой материал отсутствует. Несмотря на то, что памятник представляет собой немалый интерес, он слабо изучен. 
Теперь скажем вкратце об истории  исследования Подземного храма. Первые раскопки были произведены Одесским обществом истории и древностей в 1883 и 1884 годах, причем чертежи, сделанные при раскопках, достаточно схематичны, а описания слишком обобщены. В 1908 – 1910 годах Лепером Р. Х. было произведено  доследование данного объекта.  В 1980 -1984 годах Херсонессой экспедицией Института археологии АН СССР под руководством Беляева С. А. были произведены исследования, включающие расчистку храма, архитектурные обмеры, сделанные студентами-практикантами МАРХИ, а также дополнительные обмеры.  
С самого начала обнаружения подземного храма он был воспринимаем не более чем погреб. Определение пещерного храма погребом сохранялось за ним в течение всего XIX и начала XX века. Однако наличие абсиды в восточной части и повторяющая ее апсида в наземном строении, а также наличие в западной части вырубленных в скале ступенек, указывает на то, что перед нами культовое христианское сооружение. Возможно, подземный храм вызывает аналогии с римскими катакомбами, где совершали богослужения  первые христиане, и позволяет интерпретировать это помещение как храм первых христиан Херсонеса. Такое объяснение назначения храма довольно популярно и вошло во многие путеводители. Более правдоподобным выглядит объяснение функционального назначения памятника, данное К. Э. Гриневичем при издании им в третьем Херсонесском сборнике материалов раскопок III квартала Херсонеса, произведенных Р.Х. Лепером в 1910 – 1912 годах [3. Стр. 77-78]. Гриневич предполагает, что первоначально подземный храм представлял собой цистерну, которая впоследствии была сильно углублена и расширена. В этой довольно мягкой скале была вырублена апсида и ниша для раки с мощами. С особым вниманием отнесся к памятнику А. Л. Якобсон в своей книге «Раннесредневековый Херсон» [4. Стр. 191-192]. Он предполагает, что это мавзолей-мартирий раннесредневекового времени, возможно, V века. В пользу функционирования памятника в качестве храма не ранее V века говорят выводы, сделанные С.В. Ушаковым и Е.В. Струковой при рассмотрении памятника в соотношении с распложенным рядом  винодельческим комплексом. В статье «Позднеантичный винодельческий комплекс в Северо-восточном районе Херсонеса Таврического (III квартал)» говорится: «Так или иначе, трудно представить, что это значительное культовое сооружение могло существовать одновременно с производственными помещениями винодельни. Можно было бы предположить, что винодельческий комплекс, занимавший весь восточный угол третьего квартала, относился к позднеантичному времени, а в V веке, как предполагал первоначально автор раскопок М.И. Золотарев, или, по крайней мере, в первой половине следующего, VI столетия, но не как не в VII в. он прекратил свое функционирование» [2].  С нашей точки зрения можно осторожно предположить начало функционирование Подземного храма с VI века, а наземной церкви – в период зрелого  средневековья.
На основе имеющихся материалов мы представляем  3D реконструкцию Пещерного храма на главной улице с наземным храмом над ним и литургической планировкой. За основу построения  наземного храма был взят Генплан северо-восточного района, III квартала, раскопок 1978 года (по М.И. Золотареву). За основу 3D реконструкции Подземного храма были  взяты иллюстрации к  статье  «Пещерный храм на главной улице Херсонеса», опубликованной С. А. Беляевым   в сборнике «Византия и Русь»,  [1]. В данной статье выдвигаются обоснованные предположения, которые у нас не вызывают сомнений. Первое: что поземный храм был сделан на месте рыбозасолочной цистерны, второе: храм является памятником раннехристианской архитектуры, третье: наземная церковь была построена позднее, возможно в позднее средневековье. Согласны мы и с выводом автора, который в свою очередь ссылается на мнение  А. Л. Якобсона, что церковь существовала прежде всего, как мавзолей-мартирий. Эта функция храма имеет ключевое значение и объясняет необычность постройки. Возможно, храм существовал, как пещера, где совершал свои подвиги священномученик Василий и где впоследствии были положены его мощи. Предполагаемый саркофаг с мощами, скорее всего, располагался в нише в юго-западном углу подземного храма. Сам храм делился на две части, западную с нишей для мощей и восточную с алтарной апсидой. В алтарной апсиде располагался престол, скорей всего, вход в алтарь перегораживала невысокая алтарная преграда. Очень убедительна реконструкция Беляева лестницы, ведущей в храм, разделяющейся на два пролета, которую мы и постарались изобразить на своей реконструкции, и археологическое обоснование которой приводится в вышеупомянутой статье. Так же в статье предполагается наличие свода над подземным храмом, выстроенном из плинфы, чему автор находит материальное подтверждение при раскопках и обследовании храма во время экспедиций ИА 1980, 1984 и 1986 годов.   Не опровергая его заключения по поводу свода, мы выдвигаем предположения, что такой свод мог существовать до постройки верхнего храма. Ведь в статье Беляева говорится, что все, кто писал о подземном храме, согласны в одном: верхний храм возник значительно позже, скорее всего в позднее средневековье. Итак, свод, возможно, был до построения верхнего храма. Но если сверху был воздвигнут новый  храм, то естественно могло возникнуть желание объединить эти два пространства. Во-первых, по соображениям сакрального характера. Если внизу располагался  храм-мартирий, как почитаемая в городе святыня, то верхний храм был построен ради него. Причем верхний храм намеренно должен был возвышаться над соседними строениями, указывая на священное место.  Во-вторых, если сверху была крыша верхнего храма, то какая надобность была в перекрытии над нижним храмом? Наоборот, отсутствие перекрытия над нижним храмом позволяло проникать в нижний храм свету и свежему воздуху, льющемуся из окон верхнего храма. Причем окна в верхнем храме должны были максимально пропускать свет. Для этой же цели ограды в верхнем помещении, скорее всего, были сделаны в виде решеток.  В-третьих, как  это видно на объекте и как сказано в статье Беляева вход в подземный храм был не с улицы, а из помещения верхнего храма. Таким образом,  при богослужении в нижнем храме люди могли находиться и наблюдать службу как внизу, так и вверху, подобно тому, как стоят люди на хорах. Некоторые аналогии для подземного храма мы можем найти в подземных помещениях Храма Гроба господня, Храма Рождества Христова в Вифлееме, Храма Вознесения на Елеонской горе, Храма Семи отроков в Эфесе. Среди этих храмов наибольшее соответствие с подземным храмом на главной улице Херсонеса можно видеть в храме Вифлеема, где есть  подземный обход (амбулаторий) и на первом этапе было «окно» вниз. 
Итак, мы представляем модель храма на последнем этапе его существования без заметных внутренних противоречий. Модель не претендует на полное отображение действительности, но предполагает возможное устроение храмового комплекса с учетом литургического функционирования.  

1. Беляев С. А. «Пещерный храм на главной улице Херсонеса» //  сборник «Византия и Русь»,  Сост. Т. Б. Князевская. М.: Наука, 1989. Стр. 26-55
2. Ушаков С.В., Струкова Е.В. Позднеантичный винодельческий комплекс в Северо-восточном районе Херсонеса (III квартал)  // «Кондаковские чтения - II». Проблемы культурно-исторических эпох. – Материалы II Международной научной конференции. Белгород: БГУ, 2008. - С. 151-157. 
3. Херсонесский сборник. Вып. III. 
4. Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес  // МИА 63. М.;Л., 1959


розовым цветом показано место расположения пещерного храма



храмовый комплекс, современный вид



апсида пещерного храма



восточная часть пещерного храма


апсида надземного храма


ступеньки в нижний храм, вид с востока



разрезы, обмеры 1984 года (из статьи Беляева С. А. «Пещерный храм на главной улице Херсонеса»)


реконструкция (из статьи Беляева С. А. «Пещерный храм на главной улице Херсонеса»)

совмещенные планы верхнего и нижнего храма



 реконструкция. продольный разрез.




интерьер верхнего храма, вид от западной двери


интерьер, вид на лестницу, ведущую в нижний храм


экстерьер, вид с юго-востока



экстерьер, вид с северо-востока
Категория: Базилики Херсонеса | Добавил: Yellika (27.11.2011)
Просмотров: 3036 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Национальный заповедник "Херсонес Таврический"
  • ПСТГУ. Факультет церковных художеств
  • Historic.Ru
  • Хронос
  • Седмица.Ru
  • Православная энциклопедия. Электронная версия
  • Библиотека Гумер - гуманитарные науки
  • Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт управляется системой uCoz
    SCAD's Design & Develop 2009>