Меню сайта
Ваш контроллер
Категории раздела
о вере и церкви [4]
Статьи о вере и церкви: о смысле богослужения, о истоках обрядов, о церкви в древности и в настоящее время. Возможно статьи на богословские темы.
искусство церковное и не только [14]
Искусство в церкви. Произведения церковного искусства в прошлом и в современности. А также искусство, которое не предназначено находиться в стенах храмов и соборов, но причастно к христианской духовности.
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Главная » 2011 » Март » 5 » Постное время светло начнем…
01:32
Постное время светло начнем…

Постное время светло начнем…

            Для чего нужен пост, когда все неофитские восторги позади?

         Стихира на "Господи воззвах" В НЕДЕЛЮ СЫРНУЮ НА ВЕЧЕРНЕ, господина Феодора говорит:

Поста время радостно начнем, / к подвигам духовным себе побуждая; / очистим душу, очистим плоть, / воздержимся как от пищи от всякой страсти, / наслаждаясь добродетелями Духа; / дабы в них совершенствуясь с любовию, / удостоиться всем нам узреть / всесвященные страдания Христа Бога и Святую Пасху в духовной радости [1].

Из этого текста видно, что нужно себя побуждать к посту ради чистоты. Так, побуждая очистим и тело и душу. Как от пищи воздержимся, так и от страсти (что такое нежелательные страсти каждый знает). Это даст нам насладиться добродетелями Духа, в которых мы сможем совершенствоваться, чтобы духовно пережить страдания и воскресение  Христа Бога Нашего.

Вот как говорит о посте "Апокалипсис Илии"сочинение, созданное на греческом языке в Египте, около III в. Сохранилось в коптских переводах.

«Помните, что Господь установил пост с тех пор, как сотворил небеса, на пользу людям, из-за страсти и изменчивых желаний, борющихся с вами, чтобы не поработило вас зло. Пост святой Он установил. Сказал Господь: "Тот же, который постится, не согрешит никогда, (даже) если в нем зависть и борьба". Но чистый пусть постится. Тот же, кто постится, не будучи чистым, гневит Господа и Его ангелов, и вредит своей душе, (и) навлекает на нее гнев ко дню гнева.
Пост святой Господь установил святым сердцем и святыми руками, ибо пост святой отпускает грехи, исцеляет болезни, изгоняет демонов, направляет к престолу Божьему сладость, благоухание, отпущение грехов путем молитвы святой
» [2].

 

Время первых христиан всегда привлекало к себе внимание своей чистотой. Как же тогда постились? Вот отрывок текста, дающий некоторое представление о посте тех людей.

«Христиане постились чаще иудеев, но образ их поста был почти тот же, т.е. носил на себе обыкновенные знаки сетования. Существенное правило поста состояло в том, чтобы не есть более одного раза в день вечером, воздерживаться от вина, сладкого и питательного, проводить день в уединении и молитве. В книге "Пастырь” весьма уважаемой древними, говорится, что в день поста с самого утра надо уходить на молитву, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды, и раздавать нищим избытки своего имущества. Действительно, с постом всегда соединялась раздача милостыни. Самый пост служил средством к тому, убавляя часть дневного расхода. Питие прежде ужина считалось нарушением поста. Некто из святых, идя на мучение, отверг напиток, который ему поднесли для укрепления сил, говоря, что еще не пришло время прервать пост. Это было в пятницу в 10 ч. утра. В первых веках церковный пост у христиан был один, который предшествовал Пасхе, т.е. Великий Пост (Тертуллиан, "О посте”). Церковь соблюдала его в память страданий Иисуса Христа, прилагая к себе сказанное Им: "Когда отнимется у них Жених... тогда будут поститься” (Мате. 9:15). Прочие посты тогда были произвольными (Тертуллиан, "О посте”): пост в среду и пяток каждой седмицы, подобно Великому Посту, основывался на страданиях Иисуса Христа, поскольку в среду составлен был против Него иудеями совет, а в пяток Он умер.
Эти посты отличались между собой длительностью, которая была троякой. Посты в среду и пяток продолжались до 9-го часа или по нашему до трех часов вечера, почему и называли их полупостами. Пост в Четыредесятницу оканчивался вечернею, т.е. в шесть часов к закату солнца. Еще был сугубый пост или полное говение, когда целые сутки проводили без пищи. Так говели в Великую Субботу, некоторые к ней присоединяли Великую Пятницу, иные так проводили три дня, иные четыре, некоторые все шесть дней Страстной седмицы — каждый сколько мог. Этот сугубый пост в Испании соблюдали каждую субботу и, сверх того, раз в каждом месяце, кроме июля и августа. Причина, почему постились до 9-го часа, заключалась в память часа смерти Иисуса Христа, а до вечера — в воспоминании Его погребения (Тертуллиан, "О посте”).
Степени воздержания были также различны. Одни ели все только в сыром виде, другие держались сухоядения (Тертуллиан, "О посте”), воздерживаясь не только от мяса и вина, но и от плодов винных и сочных, употребляя с хлебом только орехи, миндаль и т.п., иные довольствовались хлебом и водою. Сухоядение одобряемо было особенно во время гонения, как приготовление к мученичеству (Тертуллиан, "О посте”). Некоторые и кроме Страстной седмицы ничего не вкушали в продолжение многих дней и нередко даже до 10-й зари, как говорит Лукиан, свидетель несомненный. Ибо в эти необыкновенно продолжительные посты входили и воскресенья, в которые законом запрещено было поститься.
В первых веках Христианства, хотя были еще в Греции и Риме люди, занимавшиеся разными телесными упражнениями для укрепления тела, но гораздо более было таких, которые вредными для здоровья пороками ослабляли тело и рано старели. Однако среди развращения, которыми исполнены были Египет и Сирия, появлялись великие постники, которые жили гораздо дольше других людей. Правда, в теплых странах пост не столь тягостен, но наблюдались необыкновенные примеры воздержания в Галлии и еще более холодных странах, притом спустя более 100 лет уже после апостолов, ибо многие из великих подвижников следовали древнему образу пощения.
Христиане, подобно иудеям, взирали на пост как на время сетования. Правда, иудеи налагали его на себя часто в изъявление естественной скорби, причиненной потерею любимой особы или другим каким-либо временным бедствием. Но христиане, все прилагая к духовным вещам, употребляли эти внешние знаки сетования для возбуждения в себе печали, созидающей спасение (2 Кор. 7:10), т.е. покаяния в грехах. Св. Киприан учит, чтобы грешник оплакивал смерть души своей, по крайней мере, как потерю любимой особы ("О падении”), а свят. Иоанн Златоуст в слове "О умилении” употребляет то же сравнение. Сверх того, пост считался полезным для предотвращения искушений, как изнуряющий тело и подчиняющий его духу. Посему-то постящиеся избегали всякого рода удовольствий, даже позволенных. Все, более обыкновенного, становились уединеннее, молчаливее, в церкви усерднее, в молитве и чтении прилежнее.

Стол.
Даже в непостные дни стол христиан был самый умеренный и простой. Им внушали: не для того жить, чтобы есть, но для того есть, чтобы жить (Клиент Александрийский, "О воспитании детей”), принимать пищи не более, чем необходимо для здоровья и укрепления сил, дабы снова трудиться, презирать лакомства, приготовление к пышным обедам и все то, к чему потребно искусство поваров. Они разумели буквально и как закон слова св. апостола Павла: "Лучше не есть мяса, ни пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется или изнемогает” (Рим. 14:21). Воздержание от вина приписывалось наипаче женщинам и отрокам, и те, которые его пили, всегда смешивали его с водою. Если кто-нибудь и ел мясо, то большей частью рыбное или птичье, нежели разных животных, мясо которых считалось слишком питательным; от крови же и удавленины воздерживались все по запрещению Апостольского Собора (Деян. 15:29), бывшему в силе долгое время. Многие питались одними молочными яствами, плодами и овощами. Да и от овощей таких, как гороха, бобов, чечевицы, если находили их слишком питательными для тела, назначенного к изнуренно, брали одну зелень, употребляя её с хлебом и водою, основываясь на буквальном смысле слов апостола (Рим. 14:2). Рассказывают о св. апостоле Матфее, что он питался одной зеленью, древесными почками и ягодами.
Вообще, христиане употребляли только кушанья самые простые — те, что можно есть сырыми и без приправы, нежели те, которые надобно печь (Климент Александрийский, "О воспитаний детей”), и не садились за стол более двух раз в день, совершенно устраняя, по внушению апостолов (Гал. 5:21; Рим. 13:13; 1 Петр. 4:3), собрания после ужина, называемые пирушками, на которых целые ночи проходили в пьянстве. Обед или ужин, сколь просты и легки они бы ни были, начинались и завершались молитвами, образец которых доселе хранится в Церкви. По этому поводу Пруденций сочинил два гимна, где ясно отразился дух первых веков ("Библиотека святых отцов”)»
[3].

Ну и под конец, не решаясь и дальше удлинять статью,  советую почитать о Великом посте в Православной энциклопедии [4].

И кроме телесного поста, мы духовно приготовляемся к сопереживанию страстей Христовых. И в этом нам помогает церковное искусство. Вот работы церковных художников Севастополя, законченные в придверии  этого поста, Великого поста 2011 года от Рождества Христова.


 


 


  1. Перевод Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот). http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/postspnv.shtml
  2. "Апокалипсис Илии" http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Apokal_Ilii.php
  3. Нравы первых христиан. Из журнала "Христианское чтение” за 1825 год. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/Nr_PervHr.php
  4. Православная энциклопедия. ВЕЛИКИЙ ПОСТ http://www.pravenc.ru/text/150109.html#part_10
Категория: искусство церковное и не только | Просмотров: 3337 | Добавил: Yellika | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Национальный заповедник "Херсонес Таврический"
  • ПСТГУ. Факультет церковных художеств
  • Historic.Ru
  • Хронос
  • Седмица.Ru
  • Православная энциклопедия. Электронная версия
  • Библиотека Гумер - гуманитарные науки
  • Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт управляется системой uCoz
    SCAD's Design & Develop 2009>