Меню сайта
Ваш контроллер
Категории раздела
о вере и церкви [4]
Статьи о вере и церкви: о смысле богослужения, о истоках обрядов, о церкви в древности и в настоящее время. Возможно статьи на богословские темы.
искусство церковное и не только [14]
Искусство в церкви. Произведения церковного искусства в прошлом и в современности. А также искусство, которое не предназначено находиться в стенах храмов и соборов, но причастно к христианской духовности.
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Главная » 2013 » Сентябрь » 22 » Мозаичные иконы из морской гальки.
14:06
Мозаичные иконы из морской гальки.

Мозаичные иконы из морской гальки

Как хорошо известно ученому собранию, в Херсонесе и в античный, и в средневековый период широко применялась техника мозаики для украшения стен и полов. Причем, судя по дошедшим до нас находкам, мозаика из натурального камня применялась более широко, чем, к примеру, мозаика из смальты. И это не удивительно. Ведь материал для такой мозаики буквально валяется под ногами. Именно из местного камня были сложены полы херсонесских храмов (базилик). Как уже было показано в докладе Гайдукова Н.Е. и Карнаушенко Э.Н.   «Как украшали свои полы жители средневекового Херсонеса?», прочитанном на конференции в прошлом году, сырьем для изготовления мозаик  была, по всей вероятности,  приморская галька,  достаточно разнообразная, чтобы создать простой орнамент или изображение (слайд 2).

Таким образом, восхищение перед древними мозаиками и наблюдение за морской галькой на херсонесском пляже (слайд 3) побудили меня к созданию своей мозаики из морской гальки (слайд 4). Создание мозаики из гальки представляется  очень своевременным, так как в последнее время техника мозаики необычайно популярна. Мозаичные произведения создаются как из традиционных материалов: смальты и природного камня, так и из новых искусственных и часто очень неожиданных материалов (слайд 5). На мой взгляд, изготовление мозаики из гальки очень современно, так как эта  техника экологична и использует естественную фактуру природного материала, что особо цениться в современном искусстве. С другой стороны, такая мозаика имеет несомненную связь с традицией античности и средневековья. Эта техника чрезвычайно  органична для наших широт, овеянных блеском греко-византийской цивилизации.  

Но морская галька в напольных мозаиках Херсонеса применялась чаще всего для изготовления кубиков (тессер) (слайд 6). Большие куски гальки кололи на кубики до нужного размера. Это позволяло иметь под рукой стандартные модули одинаковой величины с плоскими поверхностями. Мне же показалось более важным сохранить естественную фактуру камня, обтесанного волнами, имеющего ту приятную гладкость, которая так нравиться нам в морской гальке. К тому же было желательно избежать физически трудоемкого дробления камней.

В то же время неправильная форма камней ставит перед мозаичистом ряд сложностей. Приходится подбирать камни не только по цвету, но и по форме, учитывать толщину камня и наличие более-менее плоской поверхности. При  стыковке гальки  разной формы приходиться дольше отыскивать подходящие фрагменты.

И несколько слов о сюжете мозаик. Изначально хотелось сделать не просто орнамент, а лицо или лучше лик (слайд 7).   Трудясь  в области  церковного искусства и вдохновляясь  ликами христианских святых,  было естественным желать использовать эту технику в оформлении храмов  (слайд 8).  

 

Теперь скажу подробнее о процессе  создания мозаики из морской гальки.

 

1. Сначала делается  рисунок на бумаге и повторяется цветным пластилином.

Пластилин наклеивала прямо на бумагу, цвет пластилина помогает  укладывать гальку нужного цвета (слайд 9).

 

2. Потом на основе пластилина  собирается мозаика (цветной пластилин просвечивает между камнями). Далее  лицевая сторона заклеивается тканью.

 В качестве клея был использован клейстер (слайд 10).



3. Когда клей высыхает, мозаика переворачивается лицом вниз и с нее снимается бумага с рисунком. На изображении - изнанка мозаики
(слайд 11).

4. Потом с камней счищается пластилин. Теперь мозаика держится на ткани и расположена лицом вниз
(слайд 12).


5. Теперь мозаика покрывается раствором. Далее для прочности прокладывается металлическая сетка, и покрывается еще одним слоем раствора
(слайд 13).


6. Когда раствор высыхает, мозаика переворачивается лицом вверх, а ткань  смачивается.
 Ткань легко снимается
(слайд 14).
 


7. И вот готовое изображение. Теперь его можно монтировать к стене, лучше в нишу
(слайд 15).

 

 

По такому же принципу были сделаны мозаичные иконы святых апостолов Петра и Павла для Петропавловского храма Севастополя. Они расположены в нишах, фланкирующих  главный вход храма. Высота – свыше двух метров (слайд 16).

В заключении хочется отметить, что техника мозаики из морской гальки может иметь большое будущее. Не требующая затрат на материал и его обработку она становится доступной для небогатых храмов и жертвователей. Она может широко использоваться в оформлении фасадов храмов, так как безразлична к изменению погодных условий.  Материал долговечен и не поддается выцветанию и разрушению (слайд 17). Данная техника имеет налет архаики перво-христианских времен.

 

Еще эту технику, на мой взгляд, можно использовать в оформлении святых источников. Обточенные морскими волнами камни будут очень органично смотреться вблизи воды. Это доставит радость паломникам, приходящим к чистым водам святого источника (слайд 18).
Категория: искусство церковное и не только | Просмотров: 508 | Добавил: Yellika | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Национальный заповедник "Херсонес Таврический"
  • ПСТГУ. Факультет церковных художеств
  • Historic.Ru
  • Хронос
  • Седмица.Ru
  • Православная энциклопедия. Электронная версия
  • Библиотека Гумер - гуманитарные науки
  • Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт управляется системой uCoz
    SCAD's Design & Develop 2009>